Реформы Солона

Причины реформ:

Развитие товарно–денежных отношений  привело к дальнейшему социальному  расслоению свободного населения. Растет  экономическая роль богатой   торгово–ремесленной верхушки горожан,  по–прежнему отстраненной от  власти. Растет и число бедняков  – фетов. Все неустойчивее  становится положение средних  и мелких землевладельцев и  ремесленников. В результате в  среде свободных возникает целый  комплекс противоречий – между  богатыми и обедневшими эвпатридами,  все еще удерживающими власть, и богачами из земледельцев, торговцев  и ремесленников, стремящимися  к власти и использующими недовольство  бедноты и средних и мелких  собственников. Эти противоречия  кристаллизовались как противоречия  между богатой родовой аристократией  и народом (демосом), возглавляемым  богачами.

 

Социально_Экономические р-мы

 

Прежде  всего Солон провел сисахфию – долговую реформу, которая означала прямое вмешательство  в отношения собственности.  «Солон освободил народ и в текущии момент и на будущее время, воспретив обеспечивать ссуды личной кабалой.

Затем  он издал законы и произвел  отмену долгов как частных,  так и государственных». Афиняне, попавшие в рабство за долги освобождались, а проданные в рабство за  пределы страны – выкупались за счет государства. Сисахфия  посягала на интересы родовой знати  и была уступкой демосу. В то же время  Солон не выполнил важного требования бедноты – не произвел передела земли.

Снятие долговых камней и отмена долгового рабства были тяжелым ударом по родовой аристократии,т. к. именно с помощью этих мер она увеличивала свои земельные ладения и закабаляла земледельцев,превращая их в зависимых арендаторов. Для того чтобы впоследствии подобное положение не так легко возвратилось, Солон постановил, чтобы впредь никто не смел  «занимать под залог тела»,  закладывать при получении денег  свою личность. Подобный залог не имел никакой политической законности. Продажа аттического гражданина в рабство была запрещена  под страхом смертной казни. Сисахфией Солон дал обедневшему народу новое существование и мирным путем доставил ему выгоды, которые в других областях добывались кровавыми волнениями.30 Вместе с тем отмена долгового рабства имела принципиальное значение для всего дальнейшего развития афинской экономики, т. к. ориентировала развивающиеся крупные хозяйства (как поместья, так и ремесленные мастерские) не на труд зависимых кабальных соплеменников, а на труд рабов, приобретенных на рынках или захваченных во время военных кампаний, т. е. открыла дорогу классическому рабовладению.

Известен  также закон Солона, запрещавший  приобретать землю свыше определенной нормы, т. е. закон, установивший максимальный размер земельного владения.

Все эти  меры – отмена долгового рабства, ограничение ссудного процента, переход  на эвбейскую систему мер, реформа  о введении земельного максимума  – имели успех, т. к. в дальнейшем, на протяжении VI-V вв. до н. э. Аттика оставалась по преимуществу страной среднего и мелкого землевладения, в которой даже самые большие рабовладельческие хозяйства не превышали по площади нескольких десятков гектаров.

Тем не менее, этими мерами «Солон не угодил ни той, ни другой стороне: богатых он озлобил  тем, что упразднил долговые обязательства, а бедных – еще больше тем, что  не произвел передела земли, как они  надеялись…» ( Плутарх , Солон , 4 , 16 ) .

Солон придавал большое значение брачным союзам, препятствуя тем из них, которые  имели вид покупки. Он хотел, чтобы  брак представлял  «тесный союз мужа и жены, цель которого — основывать  новые семейства и наслаждаться сладостью взаимной нежности». Чтобы  достигнуть этого, Солон запретил старикам из корыстных целей жениться на богатых  наследницах – «будучи не способны к сожитию, берут в жены наследниц  ради денег и, пользуясь законом, насилуют природу».  а невестам – приносить  мужу приданое больше трех платьев  и небольшого количества недорогой  домашней утвари.

Семья уважалась  всеми, и никто, даже правительство, не имел право  проникать в тайны  священного семейного очага. Солон  обязует взрослого сына кормить  больного отца. И прежде чем избрать  гражданина на высокую должность  по требованию закона, нужно было справиться, был ли он хорошим сыном: уважал ли своих родителей при жизни, чтил ли память после смерти.

До 16 лет  родители воспитывали ребенка как  хотели. В 16 лет афинянин становился учеником государства и поступал в общественный гимназиум, где до 18 лет учился под надзором должностных  лиц и подвергался строгой  дисциплине

В 18лет, т. е. в год своего гражданского совершеннолетия, юноша имел право вступить во владение родовым имением.В это же время он поступал на военнуюслужбу.В 20 лет – в год политического совершеннолетия –становился полноправным гражданином.  Он принимал участие в народном  собрании, где уже пользовался  правом голоса.В 30 лет  гражданин имел право поступить  в сенат. 60 лет  он оставлял военную службу и мог  отдыхать.

Желая поднять  промышленность страны, Солон всячески поощрял занятия торговлей и  ремеслами. По одному из солоновых законов, отец, не научивший  сына ремеслу, не имел права требовать, чтобы сын содержал и кормил его  в старости, и ареопаг, следивший  за занятиями граждан, должен был  наказывать праздных. В экономической  области Солон преследовал цель активизировать хозяйственную жизнь  Афин в целом. Были приняты меры для  регулирования водоснабжения на территории Аттики, обычно страдавшей от засухи. Особое внимание было обращено на развитие оливководства: был разрешен вывоз оливкового масла за пределы  Аттики с целью наживы, в то время  как вывоз зерна был законодательно запрещен.  Этот  закон был направлен против родовой  знати, которая, владея  пахотной землей и вывозя хлеб за пределы Аттики, устанавливала произвольно цены на хлеб на внутреннем рынке.

 

Политические р-мы:

Сначала  многие были недовольны этими  законами.Прежде  всего он провозгласил общую амнистию или прощение, из которой исключались  изменники и убийцы.Из древней  конституции он сохранил только некоторые  положения, остальные отменил. В распределении  общественных должностей Солон остерегся  сделать резкий скачок от системы, при  которой все они были исключительной привилегией знати, к демократическому режиму, который сделал бы их доступными для всех граждан.  он дал право гражданства тем  иностранцам, которые поселились в  Аттике с семьями и имуществом. Он узаконил два главных нововведения: по первому, каждый гражданин обладал  известными правами, которые доставляло ему его звание; вторым он разделил все население на 4 класса по состоянию. Четыре  класса были организованы следующим  образом. В первый входили все  граждане, обладавшие годовым доходом  в 500 медимнов пшеницы или соответственным  количеством масла или вина. Они  назывались пентакосиомедимнами. Из них  выбирались архонты, главные должностные  лица, предводители войска и флота.

Второй  класс – всадники или гипеи  – должны были иметь более 300 медимнов дохода – состояние, признанное необходимым  для содержания лошади. Этот класс  поставлял кавалерию и, кроме  того, ему предоставлялись второстепенные должности.

Третий  класс – зевгиты или владельцы  двух мулов: их состояние равнялось  от 150 до 200 медимнов, они поставляли тяжеловооруженную пехоту и занимали низшие должности.

Четвертый класс – феты или поденщики; он заключал всех тех, кто имел менее 150 медимнов; из них набирали рекрутов для легкой пехоты и флота. Они  не допускались к общественным должностям и почестям, не могли участвовать  в народном собрании и судах.

Это неравенство  в общественном положении вознаграждалось  распределением государственных податей: четвертый класс ничего не платил, и это было действительным удовлетворением.Три первые класса занимали соответствующие  должности и платили подать, соответствующую  их состоянию; она была так распределена, что не могла возбуждать недоразумении.Нужно,однако, заметить, что государственные налоги взимались только в случае необходимости; постоянные же таможенные пошлины на товары ввоза платились как бедными, так и богатыми.Т. о., теперь не принадлежность к тому или иному  роду, а величина частной собственности  определяла значимость человека. Недовольны  остались старая родовая знать, потерявшая привилегированное положение, полноту  власти и часть богатства. По конституции  Солона четыре политических учреждения руководили управлением страны: архонты, сенат, народное собрание и ареопаг.

Архонтов  было всегда девять, и  подразделялись они как и прежде. Они исполняли  также судейские обязанности, но не принимали участия в судах  присяжных, члены которых выбирались по жребию из всех трех классов. Вступая  в должность, архонты клялись  исполнять законы; оставляя ее, они  давали отчет своей деятельности в народном собрании. Пока же они были обличены властью, их особа считалась священной. о словам Плутарха,  «те два якоря, которыми держался государственный корабль  Афин, даже во время бури, были ареопаг  и сенат, или Совет четырехсот.  «Четыреста сенаторов выбирались из трех первых классов. Каждая триба поставляла сто членов, избираемых сначала по числу голосов, а позднее по жребию; их недостатки исправлялись строгими испытаниями, которым они подвергались, будучи еще кандидатами. В организации  афинского сената есть одно отличие  от сената спартанского, служащее яркой  характеристикой обеих республик. В Спарте сенаторы выбирались пожизненно, им должно было быть не менее 60 лет, и  за решения собрания отдельные члены  ответственны не были. В Афинах назначенным  возрастом было 30 лет; состав сената менялся ежегодно, и члены его  были ответственны; это было вполне демократично. Сенат в Афинах составлял  и обсуждал законы до представления  их на утверждение народного собрания; вел финансовые и административные дела; обнародовал постановления, которые  в течение года имели силу закона и имел право налагать денежные штрафы. Сенат делился на двенадцать комиссий с одинаковым числом членов; эти  комиссии назывались пританиями, и  каждая из них имела первенствующее значение в течение одного месяца, как в сенате, так и в народном собрании. Каждая притания во время  своей деятельности отыскивала способы  для удовлетворения неотложных нужд и интересов государства. Она  содержалась на средства правительства.

Народное  собрание, созываемое всегда сенатом, состояло из всех граждан, число которых  колебалось между пятнадцатью и  двадцатью тысячами.

Значение р-м:

Первым делом он отменил долговую кабалу и аннулировал все поземельные долги. Закладные камни были убраны с полей, граждане, ставшие рабами за долги, — отпущены на свободу, а те, кто был продан за границу, — выкуплены за счет государства.

Со времени Солона рабами в Афинах могли быть только иноплеменники, захваченные на войне или купленные на мировом рабовладельческом рынке того времени.

Чтобы предотвратить разграбление крестьянских наделов в будущем, Солон установил максимальный размер землевладения, находящегося в частных руках.

Одновременно с тем была санкционирована широкая завещательная свобода. Родовые владения, подобно крестьянским дворам, могли переходить наследникам по воле завещателя. Земельные владения знати — опора ее власти — включались в общий гражданский оборот.

Важнейшей политической реформой Солона было установление имущественного ценза. Самые богатые были причислены к первому разряду. Просто богатые — ко второму. Оба эти разряда граждан получали право замещения всех важнейших постов в государственном аппарате, но архонтами и казначеями могли становиться лишь представители первого разряда.

Таким образом, вместо принципа аристократического (принадлежность к определенным родам) был утвержден принцип имущественный, принцип богатства. От этого выигрывали купцы и ростовщики, проигрывала родовая знать.

Третий разряд составили граждане среднего достатка. Все прочие — феты — были зачислены в один четвертый и последний разряд.

За единицу исчисления богатства был избран медимн — мера сыпучих тел (приблизительно 50-60 л). Для зачисления в первый класс требовался доход в 500 медимнов зерна ежегодно (или соответствующий эквивалент); для зачисления во второй — триста, для зачисления в третий — двести медимнов.

Первые два разряда служили в коннице. Служба эта требовала больших расходов, но зато была менее опасной на войне. Третий разряд — тяжеловооруженные гоплиты — пехотинцы сделались истинной славой афинского войска. Четвертый разряд, первоначально отстраненный от военной службы, составил затем легковооруженную пехоту.

Высшим органом власти сделалось, по конституции Солона, афинское народное собрание. В противовес ему были созданы два новых органа: совет четырехсот и так называемая гелиэя -суд присяжных заседателей.

Совет четырехсот избирался старыми ионическими племенами, продолжавшими существовать, несмотря на все перемены. Каждое из них посылало в совет 100 человек. Играя важную роль в законодательной процедуре, заведуя всеми текущими делами, совет четырехсот оказывал сдерживающее влияние на народное собрание и прямо ограничивал власть ареопага.

Гелиэя была судебным и законодательным органом одновременно.

В народном собрании участвовали все разряды свободного населения, включая фетов. Это было явной уступкой демосу. Зато выборы в совет четырехсот были в руках тех, кто распоряжался в старых племенах, то есть в руках родовой знати. Гелиэя с ее широким кругом участников учреждалась к большей выгоде демоса. Но оставался нетронутым ареопаг.

Дата проведения реформ Солона594-593

эвбейская денежная система- весовое ее значение в 655 г;

пятисотники- Человек, обладавший 500 медимнами дохода (медимн — мера сыпучих тел, около 50 л)

всадники- одно из привилегированных сословий (не имеющих богатой родословной, но обладающих большими финансовыми активами)

зевгиты- представители третьего (после пентакосиомедимнов и всадников), самого многочисленного, класса граждан, получавшие ежегодный доход в 200 медимнов (1 медимн равнялся 52,5 литра зерна) в год.

Феты- рабы

Сисахрия- ликвидация долгового рабства. отнятая ранее земля вернулась освобожденным хозяевам.

народное собрание- Главный и решающий орган власти

совет 400- государственный совет  осуществляющий контроль и исполняющий различные политические и административные функции.

Филы-  родоплеменные объединения

Герусия-  совет старейшин

Ареопаг- древнее уголовное судилище в Афинах

Архонт- правитель

демократия- власть народа

Закладки permalink.

Комментарии:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *