Отечественная историография по истории древней Греции

Основы марксистского антиковедения были заложены трудами А.И. Тюменева, B.C. Сергеева, СИ. Ковалева. Важное место в разработке новой концепции древнегреческой истории в 20-е годы заняли исследования А.И. Тюменева. В нескольких монографиях («Очерки экономической и социальной истории Древней Греции»; «Существовал ли капитализм в Древней Греции?») он предложил новое понимание социально-экономических отношений в Древней Греции, определил специфику древнегреческой экономики, классовой и социальной структуры.

В конце 30-х годов обсуждалась проблема сущности древнегреческого общества во II тысячелетии до н.э. Б.Л. Богаевский отстаивал точку зрения о наличии бесклассового общества в крито-микенском мире, в то время как B.C. Сергеев придерживался концепции раннерабовладельческих отношений и наличия государственности в Греции IIтысячелетия до н. э., которая была разрушена дорийским завоеванием в конце II тысячелетия до н. э..

Особое внимание специалистов в 60—70-е годы привлекали две кардинальные проблемы общегреческой истории — рабства и полиса. По первой проблеме была издана серия монографий «Исследования по истории рабства в античном мире». В рамках этой серии были опубликованы монография Я.А. Ленцмана «Рабство в микенской и гомеровской Греции» (1963).

Известным завершением исследовательской работы по изучению древнегреческого полиса к середине 80-х годов стал выход сводного труда «Античная » (1983), в котором история возникновения, расцвета и кризиса греческого полиса рассматривается как основа развития всего древнегреческого общества и государства.

В 80-х годах получает популярность проблема древнейших истоков греческого народа, связанная с их принадлежностью к так называемой индоевропейской культурно-языковой общности. В трудах ВВ. Иванова и Т.В. Гамкрелидзе «Индоевропейский язык и индоевропейцы» (1981, т. I—II), В.А. Сафронова «Проблемы индоевропейской прародины» (1983) и особенно «Индоевропейские прародины» (1989) были исследованы проблемы древнейшей прародины индоевропейцев и пути их расселения, в том числе и приход древнейших греческих племен на территорию Эллады в III—II тысячелетиях.

Ценные труды по истории Греции классического периода были изданы К.К. Зельиным («Борьба политических группировок в Аттике VI в. до н. э.», 1964).

Особым направлением в исследованиях стала разработка различных проблем развития общественной мысли древних греков архаического и классического времени. Здесь следует отметить труд Э.Д. Фролова «Факел Прометея. Очерки античной общественной мысли» (1991), в котором автор рассматривает сущность эллинской общественной мысли.

Изучалась и история международных отношений в период эллинизма. В монографиях А.С. Шофмана «Античная Македония» (1960—1963),  трудах Б.Г. Гафурова и Д.И. Цибукидиса «Александр Македонский и Восток» (1980), А.Г. Бокщанина «Парфия и Рим» (1960—1966) показана сложная дипломатическая игра и запутанная система взаимоотношений эллинистических стран, которая в конечном счете привела к их ослаблению и завоеванию Римом.

Одним из влиятельных направлений отечественной историографии являются исследования истории и культуры греческих колоний в Причерноморье, прежде всего в Северном Причерноморье. В этом регионе ведутся интенсивные раскопки Тиры, Ольвии, Херсонеса, Пантикапея, Фанагории, Горгиппии и многих других греческих центров черноморского побережья.

Ценные исследования по истории Ольвии были проведены Л.М. Славиным, В.В. Лапиным, по истории Херсонеса — Г.Д. Беловым, С.Ф. Стржелецким, по истории Боспорского царства — В.Д. Блаватским.

На рубеже 80—90-х годов в отечественной историографии античности, в том числе Древней Греции, начался новый этап. До начала 90-х годов конкретные исследования проводились в русле одной теоретической доктрины — учения «Проблемы индоевропейской прародины» (1983) и особенно «Индоевропейские прародины» (1989) были исследованы проблемы древнейшей прародины индоевропейцев и пути их расселения, в том числе и приход древнейших греческих племен на территорию Эллады в III—II тысячелетиях.

Ценные труды по истории Греции классического периода были изданы К.К. Зельиным («Борьба политических группировок в Аттике VI в. до н. э.», 1964).

Особым направлением в исследованиях стала разработка различных проблем развития общественной мысли древних греков архаического и классического времени. Здесь следует отметить труд Э.Д. Фролова «Факел Прометея. Очерки античной общественной мысли» (1991), в котором автор рассматривает сущность эллинской общественной мысли.

Изучалась и история международных отношений в период эллинизма. В монографиях А.С. Шофмана «Античная Македония» (1960—1963),  трудах Б.Г. Гафурова и Д.И. Цибукидиса «Александр Македонский и Восток» (1980), А.Г. Бокщанина «Парфия и Рим» (1960—1966) показана сложная дипломатическая игра и запутанная система взаимоотношений эллинистических стран, которая в конечном счете привела к их ослаблению и завоеванию Римом.

Одним из влиятельных направлений отечественной историографии являются исследования истории и культуры греческих колоний в Причерноморье, прежде всего в Северном Причерноморье. В этом регионе ведутся интенсивные раскопки Тиры, Ольвии, Херсонеса, Пантикапея, Фанагории, Горгиппии и многих других греческих центров черноморского побережья.

Ценные исследования по истории Ольвии были проведены Л.М. Славиным, В.В. Лапиным, по истории Херсонеса — Г.Д. Беловым, С.Ф. Стржелецким, по истории Боспорского царства — В.Д. Блаватским.

На рубеже 80—90-х годов в отечественной историографии античности, в том числе Древней Греции, начался новый этап. До начала 90-х годов конкретные исследования проводились в русле одной теоретической доктрины — учения исторического материализма, в частности, концепции социально-экономической формации, имеющей официальный и обязательный характер. С начала 90-х годов теоретический плюрализм позволил специалистам изучать исторический процесс с точки зрения разных методологических подходов. Наибольшую популярность и признание получил так называемый цивилизационный подход, т. е. рассмотрение хода всемирной истории с точки зрения зарождения, вызревания и функционирования признаков цивилизации во всей их совокупности (экономической жизни, социальных отношениях, политических структурах, сверхсферах религии и культуры). Другой теоретический подход к ходу мировой истории предполагает приоритет одной сферы, а именно системы духовных ценностей народа, от зрелости которой зависит направление развития и главные особенности общества, его государственности и культуры. И третьим направлением историко-методологической мысли стал цивилизационно-формационный подход. Сторонники этой теоретической модели стремятся использовать позитивные основы, с одной стороны, учения о цивилизациях, с другой — формационной теории.

Исследовательская и преподавательская деятельность в 90-х годах проходила на фоне резко возросшего общественного интереса именно к истории Древней Греции, особенно к ее великой культуре, которая стала восприниматься как основа современной европейской и русской культуры (последняя опосредованно через византийскую культуру).

Таким образом, отечественная историография 90-х годов, являясь органической частью европейского антиковедения, вносит в ее развитие свой заметный вклад

Закладки permalink.

Комментарии:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *