Хозяйственная и общественная жизнь Греции в предполисный(гомеровский) период

Часть ахейского населения Пелопоннеса под давлением дорийцев переместилась в Аттику и на ос-ва Эгейского моря. Падение ахейской цив-ии привело откат общ-ва к доцивилизационному. Восстановить картину жизни греков можно по поэмам Илиала и Одиссея. Описание Гомера показывает, что греки жили в сельских поселениях и не имели представления о городе. НЕ СУЩЕСТВУЕТ ПИСЬМЕННОСТЬ

Экономическое развитие:

Главное занятие – земледелие. Основная культура- ячмень. Важную роль играло свиноводство. Второстепенную виноградоводство и оливко-во. О торговле упоминается мало. Монеты были неизвестны в гомеровской Греции. Торговля там ведется лишь меновая. Единицею оценки служит обыкновенно вол. Рогатый скот и овцы даются в подарки, в выкуп за пленных, в плату за покупаемых рабов.  О соседних странах ничего не известно. Торговля и ремесло также пришли в полный упадок. Дорийцы были готовы принять только те навыки и технологии порабощенных ими народов, которые были бы полезны для ведения войн, их не интересовала скульптура и живопись. Поэтому в гомеровскую эпоху развивалось лишь гончарное дело, технологии обработки металлов, кораблестроение и сельское хозяйство. Но именно благодаря дорийцам Греция вошла в эпоху Железного века, так как в те времена начали добычу и обработку именно железа.Причиной полного отмирания как внешних, так и внутренних торговых связей в начале гомеровской эпохи, была политика агрессивного пиратства со стороны самих дорийских мореплавателей. Считалось, что участвовать в таких рейдах было признаком мужской доблести и отваги.

Соц. Отношения:

Что касается устройства дорийского общества той эпохи, то в начале гомеровского периода оно вернулось к родоплеменным отношениям. Классов как таковых еще не было, но и первобытнообщинным тот строй назвать уже было нельзя, так как в основе общества лежала земледельческая прослойка – «демос» (народ).Басилей — в Древней Греции правитель небольшого поселения, глава племени или союза племён, избираемый или обладающий наследственной властью. Постепенно шло социальное расслоение общества и, как следствие, возникла система рабовладения.  Система рабства в гомеровское время еще разительно отличалось от той его формы, которая сложилась в Греции позднее. Главным источником рабов были военные походы, а не большой разрыв в социальном положении членов полиса. Работорговля была делом прибыльным, и многие завоевательные походы дорийцев организовывались исключительно с целью свежего притока рабов. Хотя рабы и выполняли более грязную и трудоемкую работу, но все же трудились они вместе со своими хозяевами, а иногда и считались членами их семей. Тем не менее, было вполне нормальным использовать рабов в качестве предметов обмена и торговли. феты; они жили главным образом в местностях, далеких от моря; положение некоторых фетов было хуже, чем жизнь рабов зажиточного владельца. Кажется, что греческий фет в гомеровский период работал только за пищу и одежду, а работы требовалось от него много.

Институты родового строя:

Объединения родов — так называемые филы и фратрии — составляют основу всей политической и военной организации общины. По филам и фратриям строится общинное ополчение во время похода или сражения. По филам и фратриям народ сходится на собрание, когда нужно обсудить какой-нибудь важный вопрос. Человек, не принадлежавший ни к какой фратрии, стоит, в понимании Гомера, вне общества. У него нет очага, т. е. дома и семьи. Его не защищает закон. Поэтому он легко может стать жертвой насилия и произвола. Между отдельными родовыми союзами не было прочной связи. Единственное, что заставляло их держаться друг за друга и селиться вместе за стенами полиса, — это необходимость в совместной защите от внешнего врага.

 

Вождем являлся басилей , который избирался демосом или по наследству становился правителем. Совет старейшин – герусия. В этот совет входят прежде всего представители наиболее знатных и богатых родов, вне зависимости от их возраста. Нередко, как уже указывалось, члены совета также называются басилеями, обычно же они именуются геронтами. Царь по всем важнейшим вопросам совещается с советом и без его участия, по-видимому, не решает ни одного важного дела. Совещания эти происходили обычно во время пира в доме басилея или на открытом воздухе в присутствии народа.Словом в народном собрании могли пользоваться только представители племенной знати, решения выносились советом старейшин и царем. Народные собрания, таким образом, созывались не столько для выяснения каких-либо вопросов или вынесения по ним постановлений, сколько для того, чтобы выслушать готовые решения царей и знати. Высшая власть  в руках народа. Расцвет демократии.

Предполисный период- 11-9в

 Дорийское завоевание Балканской Греции-13-12в

 Появление первых железных орудий труда-

 

Гомер- древнегреческий поэт-сказитель, которому приписывается создание «Илиады» и «Одиссеи»

Агамемнон- микенский царь, один из главнейших героев древнегреческого национального эпоса — «Илиады» Гомера, где его ссора с Ахиллом является центральным событием.

Одиссей-Один из ключевых персонажей «Илиады», главный герой поэмы «Одиссея», повествующей о долгих годах скитаний и возвращении Одиссея на родину.

 

дорийцы

басилеи- мелкие цари

демос- народ

феты- рабы

демиурги- мастер, знаток, специалист; ремесленник, мастеровой;

натуральное хозяйство-примитивный тип хозяйствования, при котором производство направлено только на удовлетворение собственных потребностей (не на продажу).

Фила- община

Фратрия- форма социальной организации (промежуточная между родом и филой)

Ойкос- дом

Клер- надел, жребий

Закладки permalink.

Комментарии:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *