Греция XI—IX вв. ДО н. э.

I.  Последствия дорийского переселения. Разрушение ахейских государств и дорийское переселение привели к тому, что процессы I пассообразования во многих греческих областях должны были начаться заново. В XI в. греки жили небольшими (судя по археологическим данным,очень бедными) изолированными община­ми или родовыми поселками. Зависимые от владык ахейских государств правители областей теперь превратились в вождей независимых патриархальных племен — басилеев. Большое значе­ние приобрели народные собрания. Оживленные связи с восточны­ми и западными соседями значительно ослабли. Важнейшим достижением этого периода было распространение железа: на смену оронзовому веку пришел железный. Если в крито-микенскую эпоху I зассообразование происходило только в некоторых прибрежных районах, а основная масса населения продолжала оставаться на v ровне первобытнообщинных отношений, то теперь, в XI—IX вв. до н. э., процесс классообразования практически охватил всю к рриторию древней Греции. Это исключало возможность повторе­ния временного регрессивного общественного развития, которое произошло после разгрома крито-микенской культуры. Период истории древней Греции в XI—IX вв. до н. э. по традиции называют гомеровским, по имени легендарного слепого певца Гомера, которого древние греки считали автором «Илиады» и «Одиссеи». Долгое время все наши познания об этом периоде черпались из содержания приписываемых Гомеру поэм. Но в настоящее время открыт большой археологический материал, относящийся к XI—IX вв. до н. э., а в результате тщательного изучения содержания обеих поэм доказана разновременность и длительность их возникновения, доказано, что различные черты поэм отражают разные эпохи. Таким образом, термин «гомеровская » устарел. Удобнее этот период окончательного разложения первобытных патриархальных отношений на всей территории древней Греции обозначить просто его хронологическими датами, пока не найдено другое название, которое соответствовало бы современному уровню наших знаний об этом периоде.

2. Гомеровский вопрос. Вопрос о происхождении поэм, а следовательно, и о качестве содержащихся в них сведений начали исследовать еще в античное время.

С развитием исторической науки вопрос о происхождении гомеровских поэм был снова поставлен в XVII в. н. э. в Италии Дж. Вико, а в конце XVIII в. в Германии—Фр. Вольфом. Оба ученых признали народное происхождение поэм. Так возник гомеровский вопрос, который окончательно не разрешен и в настоящее время.

По гомеровскому вопросу возникла огромная литература, которую можно разделить на три основные группы: теории индивидуального творчества, теории народного эпоса, синтетиче­ские теории. В свою очередь, теории индивидуального Творчества распадаются на сторонников создания поэм несколькими, живши­ми в разное время поэтами и унитариями, т е. сторонниками существования одного автора—Гомера.

В XIX в. была предложена так называемая «теория малых песен», созданных разными поэтами. Из них якобы более или менее механическим путем впоследствии возникли обе гомеров­ские поэмы. Другая точка зрения, получившая название «теории зерна», предполагала в основе «Илиады» и «Одиссеи» первоначаль­ную небольшую поэму (зерно), с течением времени обраставшую подробностями и новыми эпизодами в результате творчества поколений поэтов. Унитарии отрицали участие народного творчества в создании гомеровских поэм, рассматривали их как художественное произведение, ниц.твое Гомером.
II конце XIX в. была предложена теория народного происхожнием Илиады» и «Одиссеи» в результате постепенного естественного их развития коллективного эпического народного творчества. В Конце XIX — начале XX в. возникли синтетические теории, согласие которым «Илиада» и «Одиссея» представляются народным эпосами обработанным впоследствии одним или двумя гениальными по нами.
Сюжеты обеих поэм восходят к микенскому времени, что сопровождается многочисленными археологическими материалами. открытыми в последней трети XIX и XX в. Так как поэмы создавались в течение веков, то в них нашли отражение по крайней мере три разные эпохи: крито-микенская (кончая XII в. до и э.), собственно гомеровская (XI—IX вв. до н. э.) и ранняя архаическая (VIII—-VII вв. до н. э.). Все эти разновременные цементы перемешаны в содержании поэм. Но можно считать твердо установленным, что общественные отношения, описанные в поэмах, главным образом характерны для Греции после дорийского переселения.
Поенная и мирная жизнь древних греков этой эпохи особенно Подробно и ярко отражена в поэмах, каждая из которых представ-; пне а собой законченное высокохудожественное произведение. Сюжетом «Илиады» является гнев фессалийского героя Ахилла на предводителя греческих войск, осаждавших Трою, Агамемнона in то, что тот отнял у него прекрасную пленницу. Действие поэмы продолжается всего несколько дней, но при помощи вмонтирован¬ных в поэму рассказов мы узнаем о предшествующих и последу¬ющих событиях.
Сюжетом «Одиссеи» является возвращение на родину, на небольшой, расположенный у западного побережья Греции остров 111аку, царя этого хитроумного Одиссея, после того как греки разрушили Трою. Возвращаясь, Одиссей прогневил бога морей Посейдона и был обречен им на десятилетнее странствова¬ние. Действие и этой поэмы тоже продолжается всего несколько дней в последний год странствования Одиссея, который рассказы- н,ie г о нем накануне возвращения на родину приютившему его царю мифического Схерии. Поэма заканчивается возвра¬щением Одиссея на Итаку.
3. . Основной хозяйственной единицей в Ч IX вв. до н. э. был дом—«ойкос»; ко времени, отраженном в юмеровских поэмах, прекратились внутриобщинные переделы земли (на то, что некогда они существовали, указывает само название земельного надела—«клер», т. е. «жребий»), но частной гсобственности’ на землю еще не было. Рядовые общинники возделывали преимущественно ячмень, овощи, были также виногра¬дарство и оливководство.
Общинники жили небольшими семьями. Наследовали земельные наделы сыновья, которые получали по жребию равные доли.

Общими, по-видимому, оставались выпасы. Дробление наделом приводило к появлению малоземельных общинников. В этот период выделилась значительная прослойка родовой аристократии; во главе общин и племен находились вожди — басилеи (так когда-то называ лись зависимые от ахейских владьж правители областей). Басилеи и их родственники владели выделенными из общеплеменных земель большими отрубными участками — «теменами» (термин также у на следован от микенской эпохи); когда-то темены давались вождям за особые заслуги по решению племени, но к IX в. до н. э. они уже были закреплены за знатными семьями и передавались по наследству. На теменах аристократы возделывали ячмень и пшеницу, разводили виноградники, огороды, сады. Аристократы владели большими стадами крупного и мелкого скота, но главное внимание басилеи уделяли производству зерна. Так, в известных бытовых сценах, помещенных художником на щите Ахилла, после изображе ния сельскохозяйственных работ на общинной земле описываются сельскохозяйственные работы на темене басилея («царя»):
Дальше царский участок представил художник искусный.
Острыми жали серпами поденщики спелую ниву.
Горсти колосьев одни — непрерывно там падали наземь.
Горсти другие вязальщики свяслами крепко вязали.
Трое вязальщиков возле стояли. Им мальчики сзади,
Спешно сбирая колосья, охапками их подносили.
На полосе между ними, держа в руке своей посох,
Царь молчаливо стоял с великою радостью в сердце.
(«Илиада», XVIII, 550—557, пер. В. В. Вересаева.)
4. . В это время появились бедняки, работавшие батраками у богатых хозяев,— феты и даже люди! потерявшие со своей родовой общиной,— метанасты, вы нужденные существовать на случайные заработки и нищенство¬вать. Судя по содержанию поэм, в эту эпоху было много странствующих ремесленников. Их нанимали за натуральную оплату нуждавшиеся в их мастерстве хозяева. Они же снабжали ремесленников необходимыми для работы материалами. Разделение ремесел было еще незначительным. Много еще было так называемых мастеров на все руки. Даже басилеи были знакомы с некоторыми ремеслами и гордились этим- По сравнению с крито-микенской эпохой ощущался некоторый упадок ремесленной техники, однако в услугах ремесленников нуждалось теперь гораздо большее количество потребителей, так как процесс разложения первобытных отношений теперь был всеобщим. Это способствовало сравнительно быстрому совершенствованию и специализации ремесел. Были распространены кузнечное, плотницкое, гончарное, кожевенное, ткацкое, ювелирное и другие ремесла. Оседлыми ремесленниками были кузнецы, изготовлявшие железные орудия и оружие. В каждом поселении была кузница, где работал свободный ремесленник и его подручные. Подобная кузница описана Гомером.
5. . Торговля была мало развита. Существовал обмен излишками в хозяйствах басилеев на замор¬ские товары. Распространенным меновым товаром был крупный рогатый скот — быки. Торговля была связана с грабежом и морским разбоем. Описания такого рода торговли имеются и в «Илиаде» и в «Одиссее». Если к лицам, занимающимся сельским хозяйством и ремеслом, авторы поэм относятся с достаточным уважением, то отношение их к купцам отрицательное. ^ Это указывает на еще в основном натуральный характер хозяйства Гомеровской эпохи.
Участились межплеменные войны, происходило смешение на-селения разных племен. Поэтому племенные вожди филобасилеи («фила» — племя)—управляли не столько племенем^, сколько тем населением, которое жило на данной племенной территории. Ее охраняло молодое поколение мужчин-воинов, которые и составляли реальную силу в данной местности. Коман¬довал этим ополчением басилей, который, сохраняя звание главы племени, фактически был главой местного ополчения. Родовые и племенные народные собрания незаметным образом превратились в собрания, где решающую роль играли эти воины.
Постепенно должность басилея превращалась в наследственную в определенном аристократическом роде. От старины сохранялся совет родовых старейшин как совещательный орган при оасилее. Басилей и совет старейшин выносили свои решения на обсуждение и утверждение народного собрания, состоящего преимущественно из воинов. Такую форму управления в период перехода от патриархальных отношений к раннему классовому рабовладельческому обществу Ф. Энгельс в своем труде «Происхождение семьи, частной собственности и государства» назвал • военной демократией». Власть и суд еще не были отделены от народа, решения принимались публично на народных собраниях и и судебных коллегиях, выполнявших свои функции открыто на площади поселка.
С течением времени, по мере все усиливавшегося имущественного расслоения, обеднения основной массы населения, обогащения родовой аристократии и усиления-экономической зависимости бедняков от богатых соседей, по мере развития рабства^ возник¬шего еще в период патриархата, роль народных собраний падает. Эло видно на примерах яркого описания в «Илиаде» собрания Греческих воинов под Троей и описания собрания жителей острова IIщка в «Одиссее». Эти сцены отразили накопившиеся социальные противоречия в гомеровском обществе.
Собрание воинов под Троей было созвано предводителем Греческих войск Агамемноном с целью испытать их боевой дух в сняли с затянувшейся на 10 лет осадой Трои. На собрании с резкой обличительной речью против басилеев выступил, выражая настро¬ения простых воинов, Терсит. Интересно, что представители знати не смогли опровергнуть обвинения Терсита. Прекратил это неприят¬но для басилеев выступление Одиссей. Он попросту избил Терсита.
Полный упадок роли народного собрания засвидетельствован на острове Итака за период 20-летнего отсутствия Одиссея народное собрание вообще не собиралось. А когда было созвано сыном Одиссея Телемаком, то никто из шедших на собрание не знал, кем и зачем оно созвано. Закрыто это собрание тоже было неожиданно и самовольно одним из присутствующих аристократов, которому не понравился вопрос, предложенный народу на обсуждение Телемаком.
6. . В гомеровском обществе существо- j вало патриархальное рабство, которое было распространено в хозяйствах басилеев. Основным контингентом рабов были воен- ‘ нопленные, кроме того, рабов продавали пираты. Были случаи продажи рабов купцами. Были также рабы, родившиеся в хозяй¬стве рабовладельца. Рабов-мужчин использовали как пастухов и садовников. Было много рабынь, которых эксплуатировали в домохозяйстве в качестве прислуги, мукомолок, ткачих и т. п. За любое неповиновение хозяин мог предать раба или рабыню мучительной казни.Размещение греческих племен после дорийского переселения.

7. Дорийское переселение было последним крупным передвижением греческих племен, после которого Северную Грецию и северо- западное побережье Малой Азии прочно заселили эолийцы. , Восточную часть Средней Греции, большую часть островов Эгейского моря и середину западного побережья Малой Азии заселили ионийцы. Пелопоннес, остров , южные острова Эгейского моря и южную часть западного побережья Малой Азии заселили дорийцы. Древние ахейцы уцелели в северной и цен¬тральной части Пелопоннеса, значительная часть их после дорийского завоевания заселила Кипр.
8. Религия. В гомеровскую эпоху сложились основные черты древнегреческой религии, которую обычно называют олимпийской по имени горы , расположенной на границе Фессалии и Македонии. Древние греки считали снежную вершину этой горы местожительством своих богов. Согласно их религиозным представлениям, существовало три поколения богов. Старшие поколения богов были свергнуты младшими поколениями. Так в фантастической форме в сознании древних греков отразились древние завоевания и межплеменная борьба. Главой третьего поколения богов был Зевс —бог грома и молнии, производительных сил природы и отец богов и людей. Ряд божеств щреческой религии был заимствован из более ранних верований ахейцев, возможно, даже восходил к критской религии. Образы таких богов, как Зевс и Афина сохраняли очень древние, первобытные черты, связанные с культом животных: превращение Зевса, согласно мифам, в орла, быка, лебедя; эпитет Афины — совоокая. На раннем этапе развития греческой религии существовало множество местных богов, которые считались покровителями отдельных общин и племен. Постепенно образы этих богов сливаются, выделяются главные божества, образующие олимпийский пантеон. Ко времени создания гомеровских поэм олимпийские боги уже представлялись в образе людей, их жизнь мыслилась как жизнь родовой знати. Зевс управлял миром, как главный басилей, совещаясь с другими олимпийскими богами, но его мнение было решающим. Внешностью олимпийские боги походили на аристократов. Так эпоха оформления олимпийской религии отразилась и на их воображаемой организации и на их внешнем облике.

Закладки permalink.

Комментарии:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *